игра в семью

Вывести на прогулку пупса, усадить плюшевых медвежат пить чай, соорудить под стулом дом для кукол — все это вариации самой доступной детской игры, игры в семью. Ее организация не требует никаких финансовых затрат, а положительный эффект для детского развития превосходит все ожидания.

«Игра в семью развивает у малыша воображение, учит находить выходы из различных ситуаций, придумывать решения проблем, а самое главное — дает выход негативным эмоциям, так называемым «зажимам», которые могут появиться вследствие различных проблем в семье, — говорит
Анастасия Стадник, специалист по работе с детьми, психолог сети «Бэби-клуб» (центр на Новой Риге, Красногорск). — Для того чтобы играть в семью, не нужно много правил, достаточно просто познакомить малыша с самим понятием «семья» и дать ему порассуждать на эту тему. Не стоит выделять какое-то определенное время, ведь кроха должен играть столько, сколько ему необходимо. Со своей стороны, взрослые могут начать игру: определить роли и действия (например, папа работает в банке, а мама готовит еду и пишет картины), а малыш разовьет сюжет дальше».

Уже можно?
В нашем сознании прочно укоренилась мысль, что игра в семью — это «дочки-матери» для 7-летних девочек. Это не так! Конечно, со старшими детьми играть в семью гораздно интереснее: они «закручивают» сюжеты, выражают эмоции и фантазируют. Но и малышам очень важно накапливать свой жизненный опыт, поэтому с ними можно и суп «сварить», и белье «постирать-погладить»… Нужно начинать наполнять детскую копилочку такими играми как можно раньше!

«В свои первые «семейные» игры малыш начинает играть довольно рано, между 12 и 18 месяцами жизни, примерно в том возрасте, когда он начинает манипулировать игрушками, — говорит Нина Елыкова. —
Сначала значение игры заключается в освоении действий и подражании взрослому. Ребенок может ситуативно играть с кук-лой (кормить, раздевать, катать в коляске), а потом вдруг оставить или даже забросить — она еще не является для него эмоционально «заряженной». Но и само детское поведение — это еще не «игра в маму», а только повторение того, что мама делает. Таким образом могут играть как девочки, так и мальчики. Позже, примерно к трем годам, на первый план выходит сюжетная игра и начинается освоение и присвоение ролей. Здесь малыш уже пробует шаблоны поведения разных членов семьи, не обязательно при этом копируя их».

Такая разная игра
Почему игра в семью одинаково важна как для малыша, так и для его родителей? Психологи выделяют несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.
Для ребенка
✿ Накопление опыта
Расширяйте кругозор ребенка: вводите новые понятия (это жена, а это муж, вместе у них семья), разыгрывайте ситуации (бывает семья с папой и мамой, а бывает только с мамой). Не хотите, чтобы ваше чадо нахваталось соответствующих знаний в детском саду или во дворе? Тогда потрудитесь давать объяснения сами!
✿ Социализация
Когда подросший малыш играет в семью не только с родителями, но и со своими сверстниками, он учится общаться и взаимодействовать, решать сиюминутные задачи, идти на компромиссы и выстраивать отношения. Это отличная репетиция его будущей взрослой жизни!
✿ Развитие воображения
Игра в семью стимулирует фантазию малыша. Помогайте ему: можно вместе придумывать семьи не только для кукол, но и зверей, машинок и даже карандашей! Используйте в качестве подручных средств заменяющие предметы: коробка — кровать, бумага — снег, пластилин — еда.

Для родителей
✿ Диагностика
«Игра в семью помогает понять не только психологическое состояние ребенка, но и то, как он чувствует себя в своей собственной семье, какое место в ней занимает, как ее воспринимает, — говорит Анастасия Стадник. — С помощью такой игры можно разглядеть проблему, которая скрывается в душе ребенка, а может, и в самой семье. Эти проблемы могут быть разными: завышенные требования родителей, их отдаленность от крохи, ревность к братьям и сестрам или к одному из родителей, плохой семейный микроклимат, слишком сильная привязанность ребенка к родителям, а также проблемы расставания родителей с детьми». Маленькие детки еще не способны анализировать ситуации и делать какие-то выводы, но вы-то можете! Во время и после игры разговаривайте с ребенком: расспросите его о семье, которую он создал, про каждого члена этой семьи в отдельности. Малыш будет описывать персонажей, а на самом деле — рассказывать о себе и своем внутреннем мире.
✿ Разрядка
Постарайтесь расслабиться — присядьте поиграть! «Неправильно видеть только ребенка и его неверное поведение, исключая при этом себя, — предостерегает Евгения Андреева. — Часто родители пытаются списать все на внешнее воздействие (устал, не выспался, плохое настроение), забывая о том, что поведение крохи — всего лишь отражение того, что у него внутри».

Копилка полезных советов
1. Предлагайте. С самого раннего возраста игра для крохи начинается с родителей. Предложите состряпать куклам обед или проиграйте в лицах любимую сказку — карапуз с энтузиазмом поддержит вашу инициативу!
2. Выделите время. Не загружайте чадо раньше времени развивающими занятиями, танцами и спортивными секциями. У ребенка должно быть время для игр, которое он мог бы заполнить своими желаниями, фантазиями и мечтами.
3. Учитесь играть. Если мама не умеет играть, то ей будет сложно научить этому своего ребенка. На первых порах проявляйте больше активности (распределяйте роли, придумывайте сюжет), потом уступайте это право малышу.
4. Помогайте. Важно не только не мешать детке в строительстве дома для семьи, но и помогать ему в этом. Создайте крохе свое пространство, где он мог бы уединиться. Таким домиком может быть и стул, и стол, и шкаф, и они должны быть чем-то накрыты, например старым пледом или простыней.

Не хочу играть!
О чем может говорить нежелание ребенка играть в семью? Чаще всего отказываются мальчики после 3–4 лет, что социально обусловлено: в обществе принято, что это игра для девочек. Но если родителей беспокоит внезапный отказ ребенка играть, имеет смысл подумать, не появилось ли в поведении ребенка что-то новое и вызывающее беспокойство, а затем проанализировать эти изменения. Сам по себе отказ играть в семью ни о чем тревожном не говорит, а просто означает, что есть какие-то более важные, волнующие ребенка темы. Не нужно навязывать ребенку игру, инициатива всегда должна исходить от него самого!

СЦЕНАРИЙ
1—1,5 года: совершайте с малышом самые простые действия (предложите ему покормить медвежонка, искупать куклу, выгулять котика или уложить спать зайца). Спрашивайте кроху, что он сам хотел бы сделать для питомца.
2—3 года: вводите в игру простые сюжеты (Зайчик пошел в магазин — что он  купит? Куклы отправились на прогулку — что нужно надеть? Медвежонок споткнулся и упал — кто ему поможет?). Стимулируйте фантазию крохи и заменяйте необходимые предметы имеющимися под рукой (раскрытый зонтик — корабль, крышки из-под бутылок — чашки).
4—5 лет: усложняйте сюжеты, вводите проблемные ситуации и предлагайте ребенку их разрешить. Например, семья собирается ехать отдыхать на машине, которая ломается. Что семья будет делать? Практикуйте игру-перевертыш: поменяйтесь ролями (пусть мама будет дочкой, а девочка — мамой). Играя роль ребенка, копируйте его поведение и наблюдайте за реакцией!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*